- Коломенский машиностроительный завод
- КОЛÓМЕНСКИЙ МАШИНОСТРОИ́ТЕЛЬНЫЙ ЗАВÓД им. В. В. Куйбышева, осн. в 1863. К нач. войны крупное пр-тие локомотиво- и дизелестроения. С июля 1941 налажен выпуск воен. продукции (бронекорпуса танков Т-60, реактивные установки М-13 "Катюши", платформы для зен. установок, снаряды, авиабомбы и другие.). В сент. нояб. 1941 з-д эвакуирован в вост. р-ны, где на базе его оборудования созданы з-д № 38 (выпускал танки Т-60 и Т-70, САУ, реактивные установки и другие.) и др. пр-тия. В 1942 реэвакуирован, расширен. На з-де построено 2 бронепоезда, ремонтировались танки и самоходные орудия СУ-152. В 194245 наряду с воен. продукцией производилось оборудование для металлургич. и угольной пром-сти (блюминговое, конвертерное, шахтные подъёмные машины и другие.). В 1943 возобновился выпуск паровозов и дизелей. Директора з-да в годы войны Е. Э. Рубинчик, Н. Н. Смеляков, Г. Я. Андреев. За разработку новых конструкций дизельных двигателей в годы войны инж. М. П. Маркину, В. И. Чекалину, И. Д. Калинину, А. И. Козякину и Е. И. Арефьеву присуждена Гос. пр. СССР (1946). В годы войны з-д неоднократно завоёвывал Переходящее Кр. Знамя ГКО. В первые послевоен. годы осуществлена коренная реконструкция з-да. З-д награждён орд. Ленина (1939), Окт. Революции (1971), Труд. Кр. Знамени (1945).
Лит.: Ефремцев Г. П., История Коломенского завода, М., 1973.
Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. М. М. Козлов. Редколлегия: Ю. Я. Барабаш, П. А. Жилин (зам. гл. ред.), В. И. Канатов (отв. секретарь) и др.. 1985.